Альберт Швейцер был теологом, философом, органистом и миссионером в экваториальной Африке. Целью его жизни было братство народов.
[divider style=»red» type=»solid»]
Достижения
Будучи лютеранином, Швейцер подвергал сомнению как светский аспект Иисуса, основанный на современной историко-критической методологии, так и традиционный христианский.
В 1952 году он получил Нобелевскую премию мира за свою философию «Благоговения перед жизнью», многократно воплощенную в жизнь. Наиболее известный пример — создание и содержание больницы Альберта Швейцера в Ламбарене. Это в Габоне, на западе центральной Африки (в то время — Французская Экваториальная Африка).
Как музыковед и органист он изучал музыку немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха и оказал значительное влияние на движение Органной реформы («Orgelbewegung»).
[divider style=»red» type=»solid»]
Рождение
Швейцер родился 14 января 1875 года в провинции Кайзерсберг. Родным языком Швейцера был эльзасский диалект.
Аттестат зрелости (сертификат о получении среднего образования) он получил в гимназии Мюлуза в 1893.
[divider style=»red» type=»solid»]
Путь к музыке
В Мюлузе с 1885 по 1893 он изучал орган с Эженом Мунком, органистом протестантского собора, заразившем Швейцера своим неустанным энтузиазмом к изучению музыки немецкого композитора Рихарда Вагнера.
В 1893 он играл для французского органиста Шарль-Мари Видора в Париже, в Сен-Сюльпис. Известный органист находил в музыке Иоганна Себастьяна Баха мистический смысл вечности. Глубоко впечатленный Видор согласился бесплатно обучать Швейцера, что стало началом их великой и плодотворной дружбы.
В 1905 Видор и Швейцер были одними из шести музыкантов, основавшими Парижское общество Баха — хор, посвященный исполнению музыки И.С. Баха, для концертов которого Швейцер регулярно исполнял партии органа вплоть до 1913.
Также он с Видором совместно работали над новым изданием органных сочинений Баха, подробно анализируя каждое произведение на трех языках — английском, французском и немецком. В итоге шесть томов были изданы в 1912–14 годах. Еще три, в которых должны были быть хоральные прелюдии с разборами Швейцера, планировалось доработать в Африке. Однако они так и остались незавершенными.
[divider style=»red» type=»solid»]
Публикация
В 1906 году он опубликовал работу «Geschichte der Leben-Jesu-Forschung» («Вопрос об историчности Иисуса»). Книга, которая определила его репутацию, была впервые издана на английском языке в 1910 году под названием «Поиски исторического Иисуса». Именно с таким заглавием книга приобрела известность в англоязычном мире.
Второе издание было опубликовано в 1913 году на немецком. В нем содержались теологически значимые исправления и дополнения, но это исправленное издание не выходило на английском языке до 2001 года.
Позже, в 1931 году, он опубликовал «Mystik des Apostels Paulus» («Мистика апостола Павла»).
[divider style=»red» type=»solid»]
Философ и врач
В возрасте 30 лет, в 1905 году, Швейцер ответил на призыв Общества миссий евангелистов в Париже, которое искало врача. Однако комитет этого миссионерского общества не был готов принять его предложение, считая его лютеранскую теологию «неправильной».
Несмотря на протесты своих друзей, семьи и коллег он оставил свою работу и снова поступил в университет в качестве студента на трехлетний курс на степень доктора медицины, по которой у него было мало знаний и способностей. Он планировал распространять Евангелие на примере своего христианского труда врачевателя, а не посредством словесных проповедей, и считал, что это служение должно быть приемлемым в любой ветви христианского учения.
Даже в изучении медицины и в ходе клинического курса Швейцер следовал идеалу философа-ученого. Благодаря чрезвычайному старанию и тяжелой работе он успешно завершил учебу в конце 1911 года.
Его докторская диссертация была еще одной работой по историческому образу Иисуса, «Психиатрическое Изучение Иисуса».
В июне 1912 он женился на Елене Бреслау. Она была муниципальным инспектором по делам сирот и дочерью еврейского пангерманистского историка Гарри Бресслау.
[divider style=»red» type=»solid»]
Отбытие в Африку
В этом же году, имея на руках степень по медицине, Швейцер уверенно заявил о желании работать врачом за свой счет в миссии Парижского миссионерского общества в Ламбарене на реке Огуэ, где сейчас находится Габон, в Африке.
Перед отбытием в Ламбарене в 1913 ему подарили педальное фортепиано, пианино с педалями-клавишами как у органа. Сконструированное специально для тропиков, его доставили по реке в оцинкованном корпусе на огромном каноэ.
За первые девять месяцев ему и его жене пришлось обследовать около 2000 пациентов, некоторые из них потратили много дней и преодолели сотни километров, чтобы добраться до него. Кроме травм он часто лечил тяжелые язвы и зоба, тропические язвы, болезни сердца, тропическую дизентерию, тропическую малярию, сонную болезнь, проказу, лихорадку, сдавленные грыжи, некроз, опухоли брюшной полости и хронические запор и отравление никотином, одновременно пытаясь справиться с умышленными отравлениями, фетишизмом и страхом каннибализма.
Жена Швейцера, была анестезиологом на хирургических операциях. После непродолжительной работы в сарае, который раньше использовался как домик для кур, осенью 1913 года они построили свою первую больницу из гофрированного железа с двумя 13-футовыми помещениями (кабинет и операционный зал), с диспансерным и стерилизационным помещениями в пространствах под широким карнизом крыши.
Швейцер считал свою работу в качестве медицинского миссионера в Африке своим ответом на призыв Иисуса стать «рыбаками для людей», а также небольшим вознаграждением за историческую вину европейских колонизаторов. Швейцер был одним из самых резких критиков колониализма.
[divider style=»red» type=»solid»]
Возвращение в Германию
После рождения их дочери Рены, жена Альберта, Елена больше не могла жить в Ламбарене из-за здоровья. В 1923 году семья переехала в Кенигсфельд в Баден-Вюртемберге, где он построил дом для семьи. Этот дом в настоящее время сохраняется как музей Швейцера.
Швейцер был удостоен Нобелевской премии мира 1952 года. Его благодарственная речь «Проблема мира» считается одной из лучших речей, когда-либо произнесенных.
С 1952 года и до своей смерти он выступал против ядерных испытаний и ядерного оружия вместе с Альбертом Эйнштейном, Отто Ханом и Бертраном Расселом.
В 1957 и 1958 годах он дал по радио Осло четыре выступления, которые были опубликованы в журнале «Мир или атомная война».
В 1957 году Швейцер был одним из основателей Комитета за разумную ядерную политику.
23 апреля 1957 года Швейцер произнес свою «Декларацию совести»; она транслировалась по всему миру по радио Осло, призывая к отмене ядерного оружия.
Получив призовой фонд в размере 33 000 долларов, он основал лепрозорий в Ламбарене.
Альберт Швейцер умер 4 сентября 1965 года и был похоронен в Ламбарене.