В этой статье вы узнаете:
Две главенствующие особенности в философской системе Гегеля
В философской системе Гегеля выделяют две главенствующие особенности – абсолютный идеализм и диалектику. В период отечественной советской философии и литературе отношение к ним было различно. На идеализм Гегеля смотрели с отрицательных позиций, а диалектика, наоборот считалась правильной. Предлагались идеи о том, чтобы заменить в такой системе идеализм на материализм и вывести диалектический материализм, который считался в будущем передовой философией. Во многом это связано с частичной потерей своей актуальности, применимости к настоящему времени положений его абсолютного идеализма, который явно нуждается в каких-либо коррективах. Таким образом, именно диалектика Гегеля заслуживает особого внимания.
Три закона Гегеля
Основу данного направления мысли составляют три закона Гегеля: переход количественных изменений в качественные и наоборот, закон двойного отрицания, а также закон единства и борьбы противоположностей. Обо всех понемногу.
Первый закон
Касаемо первого, является базовым и предполагает изменение качественных свойств тогда, когда количественные показатели претерпевают изменения в большую, либо меньшую сторону. Так, в отличие от схожих мыслей Аристотеля, здесь появление новых качеств является лишь следствием накопления количества. Если характеризовать количественные изменения, то стоит сказать, что они проистекают постепенно, а качественные же, наоборот, в виде скачка. Таковыми Гегель выделяет зарождение жизни на Земле, происхождение человека и его сознания, сменяющаяся череда социально-экономических фармаций и другие. К количественным характеристикам в диалектике относят такие категории, как абстракция и мера. Абстракция представляет собой накопление представлений и понятий посредством их постепенного пополнения, то есть усвоение уже имеющегося с последующим прибавлением нового. Понятие меры отражает некий предел, в рамках которого изменения количества не влекут за собой изменения качества. Если же движение в количестве переходит грань меры, качество объекта также приобретает новые черты. Таким образом, именно первый закон Гегеля выносится на первое место, так как является большим вкладом в развитие методологического знания, догматируя изучение объекта в единстве двух взаимозависимых характеристик – количественной и качественной определенности.
Второй закон
Закон отрицания Гегеля, а точнее его отдельные черты были известны и в предшествующих эпохах философии, но впервые сформулировать его окончательно удалось именно Гегелю. Его суть заключается не просто в отрицании первоначального положения, а и в отрицании того, что отрицается, стало быть, возвращение к этому первоначалу, но уже с новых позиций, более высоких. Такое возвращение к старому подразумевает обращение к уже пройденной стадии благодаря восстановлению отрицаемого. Такой закон был положен в базу для диалектического отрицания, согласно которому, без отрицания старого невозможно появление нового, что, в свою очередь, останавливает процесс развития.
Три категории характеризуют второй закон Гегеля: отрицание, преемственность и развитие. Все они образуют единую цепочку, первым звеном которого выступает первичное состояние объекта, затем превращение его в свою противоположность путем отрицания, а только потом благодаря преемственности формируется противоположность своей противоположности, то бишь возникновение нового – развитие. Такой путь прогресса, ну или же регресса в каких-либо конкретных ситуациях, позволяет выдвигать закономерность развития по спирали. Движение вперед, возвращение к старому и обратно, вперед, схоже по своему принципу с движением по спирали, поэтому и такое название. Кроме формы следует учитывать и темпы развития, которые представляются в геометрической прогрессии – ускоряясь с каждым проделанным витком.
Третий закон
Центр материалистической диалектики – получивший развитие Гегелем третий закон – закон единства и борьбы противоположностей, хотя его родоначальником считается Гераклит. Стоит понимать, что подразумеваются только те противоположности, которые связаны и неразрывны, взаимопроникаются и являются взаимоисключающими даже по отношению к одним и тем же моментам. Но единство их относительно, а борьба и антагонизм между ними – постоянны. Так, суть закона заключается в том, что сущее имеет единые, но противоположные начала, ведущие непрерывную борьбу между собой. Это хорошо видно на простых примерах действия такого закона: день и ночь, белое и черное, молодость и старость. По Гегелю, каждый объект имеет двумя главенствующими качествами – тождественностью и отличием.
Рассматривая первое, сущность его состоит в том, что какой либо предмет равен, одинаков самому себе, то есть таковым и является. Второе – различие объекта, будучи в динамике, предмет тождественный себе в то же время и отличается, так как подвергнут процессу изменения. Таким образом, в каждом явлении, процессе либо же предмете есть то, что стремится нарушить его тождественность, привести к различию. Оба качества рассматриваются в единстве и вырисовывают картину того, что является источником всякого движения и развития.
«Основу данного направления мысли составляют три закона Гегеля: переход количественных изменений в качественные и наоборот, закон двойного отрицания, а также закон единства и борьбы противоположностей.» — Укажите, пожалуйста, где Вы у Гегеля нашли эти «законы». Наверное, Вы путаете Энгельса и Гегеля.
Добрый вечер, Вадим. Статья написана, используя разные ресурсы. Насчет вашего комментария: диалектика имела три основные исторические формы: стихийная диалектика древних (идейные основы диалектики), идеалистическая диалектика Гегеля (создана теоретическая база для последующего развития) и марксистская диалектика (материалистическая диалектика). Гегель содал диалектический метод, основанный на трех законах, описанных в статье. И в учебниках, и в интернет ресурсах вы найдете более развернутые описания каждого закона. Гегель разра6отал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея. Материалистическая модель диалектики подчеркивался уже материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Об этом нету речи в нашей статье.
Добрый вечер, Автор. Ещё раз подчеркну, что в статье Гегелю приписываются «законы», которые были сформулированы Энгельсом и различными последователями. Гегель не формулировал что-либо как «законы» природы и тем более мышления, а исследовал сам процесс развития мышления от самых простых и абстрактных определений, таких как бытие, становление, качество, количество, мера до самых конкретных и напряжённых, таких, как субъект. Встав на позицию Энгельса, Гегелю можно легко приписать «законы» перехода бытия в становление, становления в нечто качественное, качество в количество и т.д., а также «законы» перехода в меру как в качественно определённое количество или количественно определённое качество. С таким же успехом можно превратить все определения сферы сущности в «законы» (переход видимости в явление, явления в действительность, действительности в идею). Разве кто-нибудь из марксистов написал хоть один философский труд или что-нибудь в области логики? — Да и критики настоящей тоже никогда не было. — Поэтому, давайте будем честными перед самими собой хотя бы сейчас: никакой марксистко-ленинской «диалектики» никогда не было, а были и есть лишь эклектические цитаты «из разных источников».